Вы здесь
Ситуация с законом «Об отходах производства и потребления»
Некоторое время назад россияне узнали о грядущих изменениях в системе обращения с отходами. В законе «Об отходах производства и потребления» появились поправки, вступление в силу которых ожидалось на начало 2017-го года. Но региональные власти настаивали на отсрочке. Поправки касались концентрации деятельности по сбору и утилизации коммунального мусора в руках компаний, выбранных в качестве региональных операторов.
Некоторое время назад в Госдуму поступил законопроект Хабаровского края с указанием на отсутствие подзаконных актов, которые нужны для реализации поправок к закону, устанавливающих, что транспортировка, сбор и утилизация твёрдых коммунальных отходов должны осуществляться региональными операторами. Минстрой согласился на перенос срока с 2016-го года на 2017-ый на основании этого.
В ведомстве также придумали, каким образом станет выполняться отбор региональных операторов. По задумке сотрудников Минстроя, выиграть в конкурсе больше шансов у тех, кто обладают действующими объектами по переработке отходов на территории.
В обсуждении вопроса замминистра Андрей Чибис сообщил, что ведомство обратилось в правительство с предложением о пошаговом внедрении переструктурированной системы в течение 2016-го года. По его мнению, регион может запускаться уже сейчас, если он к этому готов, а остальным необходимо закончить процесс выбора операторов до наступления года следующего.
В проекте Минстроя, поданном в правительство, указывается, что преимущество в конкурсе получат владельцы мусороперерабатывающих мощностей, на которые свозится более половины ТКО с территории. Чибис утверждает, что таких компаний – единицы. Но любая частная фирма имеет право сделать инвестиции в инфраструктуру по переработке отходов и наладить сотрудничество с региональным оператором, подписав с ним договор.
В ситуации отсутствия крупных игроков на рынке победителя станут определять среди сумевших выдержать конкуренцию по цене. Для этого нужно будет предложить самую низкую. При равной стоимости выбор падёт на того, кто сможет достигать ключевых показателей сбора и переработки ТКО.
Заместитель министра отметил, что сфера переработки отходов должна активно развиваться. Если же оператор не будет дотягивать до целевых показателей, окажется в положении, когда ему придётся уступить место кому-то другому после проведения нового конкурса. Такой подход призван освежить рынок обращения с отходами: останутся самые продуктивные его участники с оптимальными моделями, подходящими и по результатам, и по деньгам. Остальные уйдут.
Своё мнение высказал и Алексей Макрушин, руководитель Ассоциации ЖКХ «Развитие». По его словам, инвестору, вкладывающему крупные сумму денег в строительство объектов по переработке, захочется иметь материальные гарантии и те, что касаются объёмов ТКО. Ему также нужно будет проводить самостоятельные конкурсы на вывоз мусора между иными фирмами.
Как мы помним, в условиях высокой конкуренции часть отходов иногда отправлялась в овраг, чтобы не нужно было платить. В связи с таким положениям дел появлялось множество нелегальных свалок, устранением которых нужно будет заниматься региональному оператору.
Любовь Селаневская, занимающая должность исполнительного директора ассоциации РусПЭК, выразила своё мнение по теме. Она думает, что при существующих обстоятельствах нет смысла ожидать возникновения новых игроков на рынке, понимая, что доступ к муниципальному мусору в связи с наличием регионального оператора другие компании не получат. Но остаётся возможность возведения мусороперерабатывающих мощностей. Ими некоторые фирмы и пытаются воспользоваться уже сейчас.
В завершении напомним – нововведения коснутся не только мусороперевозчиков, но и граждан, не имеющих прямого отношения к данной сфере деятельности. Речь идёт о тарифах на транспортировку отходов.
До 2017 года один человек, в среднем, отдавал за это в месяц 124 руб. (по расчёту за квадратные метры), а станет платить около 50 руб. (по расчёту исходя из количества людей, зарегистрированных на жилплощади).